Для любителей путешествий на автомобиле постараюсь описать все самое важное в одном месте.
Итак, Чехия с 2007 года вошла в Шенген, а так как все соседние страны (Польша, Германия, Словакия и Австрия) также входят в Шенген, то пересечение границы это формальность. Просто увидите знак "Добро пожаловать в Чехию" и не останавливаясь продолжаем путь.
Включенный свет является обязательным 365 дней в году!
Первое о чем всем полезно знать и помнить скоростные лимиты:
На сегодня в Чехии есть несколько основных типов дорог:
Дальница (Dalnice) - автомагистраль - это скоростная дорога, минимально две полосы в каждую сторону, скоростной лимит 130 км/час. Въезд на дальницу платный. Обозначается знаком как на картинке слева.
Рыхлостни сильнице (Rychlostni silnice) - скоростная дорога - это также скоростная дорога, как и на дальнице две полосы в каждую сторону, скоростной лимитс 2017 года стал 110 км/час (ранее было 130). Въезд также платный. Честно говоря не совсем понятно в чем отличие, хотя в некоторых местах есть различия, например более короткие полосы для наезда на трассу и съезда с нее, либо восе отсутсвие таковых (т.е. стоит знак стоп). Обозначается знаком как на картинке слева.
Ну и все остальные дороги вне населенных пунктов (1, 2 и 3 класса), скорость 90 км/час, въезд бесплатный.
На сегодня (2014 год) в Чехии оплата за дороги производится при покупке специальной наклейки - дальнични знамка (dalnicni znamka). Наклейки бывают для машин весом до 3,5 тонн. Выше 3,5 тонн отдельная система с электроприборами. Наклейки отличаются сроком действия и ценой. В 2014 году это:
Приобрести наклейку - дальнични знамку можно на бензозаправках или отделениях почты. Никаких терминалов для оплаты (как в Италии или Испании) нету. Контроль осуществляет полиция и таможенная служба.
В любом населенном пункте если не обозначено иначе, лимит 50 км час. Полицейских, сидящих в засаде встретите крайне редко (если вообще), но вот радаров довольно много, и их количество постоянно растет. Кроме радаров, все чаще за скоростными лимитами стали следить системы камер, которые измеряют скорость на участке. Т.е. в начале и в конце участка стоит камера, которая считывает ваш номер, а на дороге нарисованы белые линии. Зная длину участка и время съемки вашего номера при въезде и выезде, получаем скорость. Такие камеры ставят чаще всего в населенных пунктах, но бывают и на трассе. Участки могут быть от нескольких метров, до нескольких километров, поэтому проще соблюдать скоростной режим :).
Парковка. В Праге, да и в других крупных населенных пунктах есть такое понятие как синяя зона (модра зона - modra zona). Эта зона где разрешено парковать только автомобилям со спец. разрешением - это такая карточка прикрепленная под лобовым стеклом (с 2017 года начинают постепенно переходить на базу данных номеров, т.е. наклейки к 2020 должны исчезнуть полностью). Ее получают местные жители и фирмы, адрес которых находится в зоне. Изначально идея была в том, чтобы местные жители смогли запарковаться в центре, куда все стремятся на машине. На сегодня в Праге синяя зона распространяется в районах Прага 1, Прага 2, Прага 3, Прага 7 - т.е. фактически все центральные районы. Зона отмечается знаком и синей полосой на дороге, как показано на картинке. Поэтому, если у вас нет разрешения, ищите платную парковку (40-50 крон в час), т.е. в центре есть два варианта - синяя зона и платная парковка. Причем на многих платных парковках можно стоять только 2 часа подряд. При этом, если запарковаться в синей зоне в центре Праги и у вас нет разрешения, вероятность получить штраф довольно велика, полицейские проверяют довольно часто.
Исходя из выше описанного, если вы не остановились в отеле у которого есть своя парковка и хотите долго погулять по центру, разумнее оставить машину у метро, где нет синих зон.